Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

ганди мохандас карамчанд

Энциклопедический словарь

Га́нди Мохандас Карамчанд (1869-1948), один из лидеров индийского национально-освободительного движения, его идеолог. По образованию юрист. В 1893-1914 жил в Южной Африке. Испытал сильное влияние Л. Н. Толстого. В 1915 вернулся в Индию и вскоре возглавил партию Индийский национальный конгресс. Ганди разработал тактику ненасильственной борьбы за независимость (сатьяграха) в форме несотрудничества и гражданского неповиновения. После завоевания Индией независимости (1947) и раздела её на два государства (Индийский союз и Пакистан) Ганди выступил против начавшихся индо-мусульманских погромов и был убит членом индуистской экстремистской организации. Прозван Махатмой («Великой душой»).

* * *

ГАНДИ Мохандас Карамчанд - ГА́НДИ Мохандас Карамчанд (2 октября 1869, Гуджарат, Индия - 30 января, 1948, Дели), индийский общественно-политический деятель, один из лидеров национально-освободительного движения, идеолог гандизма. (см. ГАНДИЗМ) Прозван в народе Махатмой («Великой душой»).

Правозащитник

Родился в элитарной купеческой семье в Гуджарате, воспитывался в строгих индуистских традициях. В 1883, когда ему было тринадцать лет, родители женили его на ровеснице Кастурбаи. Получив юридическое образование в Великобритании (что, правда, стоило ему отлучения от касты, так как Мохандас не стал продолжать дело отца), Ганди работал адвокатом в Бомбее, а в 1893 был приглашен на пост юрисконсульта гуджаратской торговой компании в Южной Африке. Здесь он впервые столкнулся с тяжелым положением своих соотечественников, которое подвигло его к первым шагам на ниве общественной деятельности. Ганди опубликовал в Индии «Зеленую книгу», в которой рассказал о тяжелом положении индусов в Южной Африке. Брошюра вызвала немало споров, имя юриста стало известным.

Ганди вернулся в Южную Африку, где его встретила разъяренная толпа белых и чуть не убила его. В дело об избиении Ганди был вовлечен даже министр колоний, виновные были привлечены к ответственности. Когда в 1899 началась Англо-бурская война (см. АНГЛО-БУРСКАЯ ВОЙНА), Ганди возглавил санитарный отряд, получил золотую медаль за храбрость. Но свой долг он видел не в помощи англичанам, а в облегчении страданий раненых. Этот же опыт был повторен и в 1906, во время восстания зулусов. Жестокости британцев при подавлении «мятежа» подорвали веру Ганди в ценности западной цивилизации.

Уже в эти годы Ганди решил посвятить свою жизнь служению обществу. В 1904 он основал общину «Феник» под Дурбаном, жители которой вместе обрабатывали землю и выпускали известную по всей стране газету «Индийское мнение».

В 1907 положение индусов в Южной Африке серьезно осложнилось. Власти планировали введение закона о регистрации, ставившего «цветных» в унизительное положение. Ганди решил организовать сопротивление. Возмущение индусов было так велико, что дело могло кончиться бунтом. Ганди выдвинул другой принцип сопротивления - сатьяграху (упорство в истине) - ненасильственное неповиновение и саботаж. В январе 1908 под его руководством началась кампания митингов, забастовок, бойкота англичан. За эти действия Ганди был арестован. После выхода из тюрьмы в 1909 он продолжил переговоры, создал новую общину «Ферма Толстого», выдвинув концепцию индийского самоуправления («сварадж»). В 1914 Ганди удалось добиться отмены наиболее оскорбительных для индийцев расистских законов.

Принцип ненасилия

В 1915 Ганди с триумфом возвращается в Индию. Здесь он основал общину «Сатьяграха ашрам», приняв в него семью неприкасаемых (см. НЕПРИКАСАЕМЫЕ), чем шокировал приверженцев системы кастового разделения. Но Ганди неутомимо доказывал, что кастовая рознь не вытекает из основ религии, что люди должны преодолевать барьеры в отношениях между собой, а не укреплять их. В 1917 он начал организовывать сатьяграхи в тех районах страны, где произвол англичан был наиболее вопиющим. В 1919 был принят закон Роулетта, предусматривающий значительное усиление репрессий за несанкционированную политическую деятельность. Сторонники Ганди решили бросить вызов произволу. Махатма выдвинул лозунг «Заполним собой тюрьмы».

6 апреля 1919 улицы индийских городов заполнились народом. Индусы и мусульмане вместе скандировали патриотические лозунги. Ганди и его приверженцы переезжали из города в город и выступали на бесчисленных митингах. Колониальная администрация ввела военное положение, полиция избивала демонстрантов и в некоторых местах стреляла в толпу. Моральный авторитет Ганди и его движения вырос. Ганди вступил в Индийский национальный конгресс (см. ИНДИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНГРЕСС (ИНГ)) (ИНК) и сразу же стал одним из его лидеров.

В ноябре 1921 толпа избила индийских купцов, встречавших принца Уэльского в Бомбее. Ганди приехал в город усмирить толпу - только мирные шествия, только бойкот. В феврале 1922 в Чаури Чаура произошли столкновения между индусами и английскими полицейскими, которые были сожжены в своей казарме разбушевавшейся толпой. Страна и ее лидеры встали перед выбором - переход от ненасильственного сопротивления к вооруженному восстанию или прекращение кампании. Ганди выбрал второе. Он заявил, что страна еще не готова к свободе, если индусы способны на бунт.

Объявив многодневную голодовку в знак покаяния за переоценку действий соотечественников, Ганди признался своим друзьям: «Меня пугает большинство. Я дошел до того, что меня пугает слепое обожание толпы». Он не хотел способствовать созданию независимого, но основанного на насилии режима, который будет хуже колониального.

В марте 1922 Ганди был арестован за разжигание ненависти к англичанам. Процесс над ним превратился в обличение колонизаторов, но его итоги были предопределены - Махатма получил шесть лет тюрьмы. В 1922-1924, находясь в тюрьме, Ганди написал книгу «Моя жизнь».

Конструктивный анархизм

Поражение кампании 1919-1922 не означало конца борьбы. Менялась лишь ее форма. Теперь кампания вступила в фазу «конструктивной работы». Ганди уже давно говорил о том, что индусы вполне могут обойтись без английской экономики и тем самым решили бы множество своих социальных проблем. Необходимо было переориентировать индийский рынок на индийские же товары. Это нанесло бы колонизаторам болезненный удар, но дало бы работу миллионам соотечественников. Началась кампания за прядение национальных тканей, в которые одеваются миллионы индийцев. Ганди считал, что значительная часть потребительских товаров может производиться кустарно, без строительства крупных промышленных предприятий. Миллионы людей подражали своему вождю, обматывая тела домоткаными тканями. Все больше людей поселялось в ашрамах - общинах, где люди вместе обрабатывали землю, ткали, обсуждали политические и духовные вопросы.

Ганди утверждал: «Оружием нельзя одержать победу ни над низменными страстями людей, ни над их возвышенными идеалами». Ненасильственное сопротивление становилось не только методом достижения свободы, но и путем построения нового общества, и критерием того, готовы ли люди к свободе и «ненасильственному социализму». Он являлся противником любого «насильственного государства». Ганди мечтал о федерации духовных общин. Делами в общине должен был управлять панчаят - выборный орган из пяти наиболее уважаемых людей. Демократия панчаятов не должна была ограничивать права личности и меньшинства: «каждый становится своим собственным правителем..., чтобы не быть помехой своему соседу».

В 1924 в связи с ухудшением здоровья Ганди власти приняли решение о его досрочном освобождении. Несмотря на слабое здоровье он включился в «конструктивную работу» - убеждал поддерживать ручные ремесла, выступал против неприкасаемости и каст, против религиозной розни, в поддержку ИНК. В сентябре 1924, когда мусульмане учинили погром в Кохоте, Ганди объявил 21-дневную голодовку протеста. Его «смертельные» голодовки стали мощным фактором общественной жизни, смирявшие экстремистов с обеих сторон.

Соль земли

К 1928 Ганди счел, что силы движения восстановлены. Колонизаторы сами предоставили повод для новой кампании. В Индию прибыла комиссия Саймона, которая должна была решить, можно ли расширять полномочия органов самоуправления. На требования включить в комиссию индусов последовал отказ. 3 февраля 1928 был объявлен хартал - всеобщая забастовка и траурные демонстрации. Ни избиения, ни аресты не позволяли очистить улицы от демонстрантов. Волнения перекинулись в сельскую местность, где крестьяне прекратили платить налоги. Колонизаторам пришлось пойти на уступки, снизив налогообложение. Ганди объявил курс на независимость страны - последние иллюзии по поводу благотворности английского присутствия в Индии развеялись. Несмотря на то, что британцы пошли на переговоры, ИНК предпринял новый шаг - игнорирование соляной монополии властей. Выработка соли приносила англичанам большую прибыль - без этого продукта не мог обойтись никто. Ганди потребовал от властей отмены монополии, снижения налогов и освобождения политзаключенных. Дождавшись отказа, он объявил сатьяграху.

В марте-апреле 1930 огромная колонна патриотов во главе с Ганди прошла 400 километров по Индии. 6 апреля, в годовщину Амритсарской трагедии (см. АМРИТСАР), Ганди вместе с десятками тысяч сподвижников выпаривал соль на берегу моря. Кустарная добыча соли шла по всей стране. Английская экономика в Индии была парализована. Крестьяне и купцы снабжали пикетчиков и демонстрантов. Массовые аресты ничего не решали. В мае были арестованы почти все лидеры ИНК, включая Ганди и Неру (см. НЕРУ Джавахарлал). Без лидеров движение стало выходить из под контроля, происходили вооруженные столкновения. Страна снова встала на грань восстания.

Пришлось освободить Ганди и вступить с ним в переговоры. 4 марта 1931 было подписано соглашение с вице-губернатором Ирвином, которое удовлетворяло все требования, выдвинутые в начале кампании. Стало ясно, что британцы смирились с реформами.

Но это было только начало пути. Англичане отказывались от достигнутых ранее соглашений. Сенсацией стал визит Ганди в Лондон - Махатма резко выделялся своей скромной накидкой на полуобнаженном теле, но договориться не удалось. Снова голодовки, «конструктивная работа», кампания и т. д. В 1934 Ганди формально вышел из ИНК, чтобы сосредоточиться на «конструктивной работе», но фактически остался одним из его лидеров.

Победа

В 1936 Великобритания была вынуждена провести реформы в Индии. Были созданы региональные органы самоуправления, на выборах в которые победил ИНК. Во время Второй мировой войны (см. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА) продвижение от самоуправления к независимости застопорилось - наступление японцев не позволяло активно бороться с англичанами. За антианглийские призывы Ганди два года (1942-1944) провел в тюрьме.

Но сразу же после окончания войны по всей Индии начались забастовки и восстания. Левое правительство Эттли (см. ЭТТЛИ Клемент Ричард), которое пришло к власти в Великобритании в 1945, вступило в переговоры, но снова о расширении самоуправления. Затяжка с освобождением страны вновь обострила религиозную рознь. Мусульмане требовали выделения из Индии собственного государства. Их поддержали англичане. Население было так перемешано, что трудно было определить, где преобладают представители той или иной религии. Чтобы прояснить ситуацию, экстремистские лидеры обеих общин начали изгонять иноверцев. Вспыхнули погромы, которые после ухода британских войск переросли в межрелигиозную войну между Индией и мусульманским Пакистаном.

Ганди был категорическим противником раздела, понимая, что он несет Индии кровопролитие. Но большинство ИНК решило согласиться с британскими условиями. 14 августа 1947 был провозглашен Индийский союз. Миллионы людей двинулись из Индии в Пакистан и наоборот, чтобы оказаться в «своем» государстве. Это привело к массовым столкновениям, в которых погибло около 700 тысяч человек.

12 января 1948 Ганди объявил «смертельную» голодовку с требованием прекратить столкновения. 18 января лидеры индусов и мусульман поклялись в его присутствии восстановить спокойствие. Столкновения прекратились. 30 января Махатма вышел к народу, собравшемуся послушать его. Террорист из экстремистской индуистской организации, считавший, что Ганди предал интересы индусов в пользу мусульман, выстрелил в Махатму. Ганди был убит.

Большой энциклопедический словарь

ГАНДИ Мохандас Карамчанд (1869-1948) - один из лидеров индийского национально-освободительного движения, его идеолог (см. Гандизм). По образованию юрист. В 1893-1914 жил в Юж. Африке. В 1915 вернулся в Индию и вскоре возглавил партию Индийский национальный конгресс. Ганди непосредственно руководил борьбой за независимость. После завоевания Индией независимости (1947) и раздела ее на два государства (Индийский Союз и Пакистан) Ганди выступил против начавшихся индо-мусульманских погромов и был убит членом индуистской экстремистской организации. Прозван в народе Махатмой ("Великой душой").

Энциклопедия Кольера

ГАНДИ Мохандас Карамчанд (Gandhi, Mohandas Karamchand)

МОХАНДАС КАРАМЧАНД ГАНДИ

МОХАНДАС КАРАМЧАНД ГАНДИ

(1869-1948), духовный основатель независимой Индии. Получил имя Махатма - "человек великой души". Родился в Порбандаре (ныне - в штате Гуджарат) 2 октября 1869. Его отец Карамчанд Ганди принадлежал к индусской касте банья - торговцев и некоторое время был диваном (главным министром) небольшого индийского княжества. В возрасте семи лет Ганди был помолвлен, а в тринадцать женился на Кастурбай Маканджи. Получив образование в Индии, он в 1888 уехал в Англию и изучал право в "Иннер Темпл". Возвратившись в Индию в 1891, занялся юриспруденцией. В 1893 отправился в Южную Африку в качестве юриста расположенной там индийской фирмы, и местная индийская община убедила его остаться, чтобы помогать ей в борьбе с дискриминационной политикой властей. Вскоре Ганди добился успеха и как адвокат, и как политический деятель. Он основал несколько ашрамов - духовных коммун, одна из них, под Дурбаном, называлась "Феникс-фарм", другая, около Йоханнесбурга - "Толстой-фарм". В 1894 Ганди организовал "Индийский конгресс в Натале" и с 1904 стал выпускать еженедельную газету "Индийская мысль". Пытаясь противостоять дискриминации индийцев, он в 1906 впервые провел кампанию ненасильственного сопротивления, или гражданского неповиновения. Эту тактику, которую он разработал под влиянием произведений Генри Торо, Льва Толстого, Евангелия и индусских священных книг, Ганди назвал "сатьяграха" (букв. "твердость, основанная на истине"). За проведение кампаний сатьяграхи его часто арестовывали - в ноябре 1913 трижды за четыре дня, когда он возглавлял марш 2000 индийских шахтеров из Наталя в Трансвааль. Эта демонстрация была прекращена по соглашению с Я.Смэтсом, в то время министром обороны Южно-Африканского Союза, и в июле 1914 Ганди покинул Южную Африку. Ганди, которому тогда было 45 лет, вернулся в Индию. Около Ахмадабада он основал новый ашрам. Тогда же, в 1918, он провел свою первую голодовку. Вначале Ганди не выступал против британского господства в Индии, более того, в годы Первой мировой войны он помогал набирать рекрутов в британскую армию. Когда в 1919 англичане провели законы Роулетта, продлившие срок действия ограничений, касавшихся гражданских свобод индийцев, Ганди объявил первую всеиндийскую сатьяграху. Тысячи жителей страны выразили свой протест, не прибегая к насилию, но во многих местах происходили массовые уличные беспорядки. Англичане прибегли к репрессиям, завершившимся побоищем в Амритсаре, где из пулеметов была расстреляна толпа индийцев и погибли 379 человек. События в Амритсаре превратили Ганди из сторонника Британской империи в ее решительного противника. Вторую всеиндийскую сатьяграху Ганди начал в 1920. Вскоре он призвал соотечественников бойкотировать британский текстиль и производить собственные ткани на ручных станках. В 1922 его арестовали за подстрекательство к мятежу, судили и приговорили к шести годам заключения. В 1924 Ганди был освобожден из тюрьмы и после этого стал председателем Индийского национального конгресса. Ганди не ограничился сатьяграхой, выдвинув т.н. конструктивную программу. Следуя ей, он проводил энергичные многоплановые кампании: против неприкасаемости и за мусульмано-индусское единство, за права женщин, подъем начального образования, запрещение алкогольных напитков, внедрение правил личной гигиены. В 1929 конгрессистская партия объявила 26 января Днем национальной независимости, и Ганди возглавил третью всеиндийскую сатьяграху. На следующий год он выступил с протестом против британской соляной монополии. В 1931 Ганди отправился в Лондон на вторую Конференцию "круглого стола", где обсуждалось политическое будущее Индии. Здесь он встретился со многими старыми друзьями, в том числе с английским публицистом К.Ф.Эндрюсом и французским писателем Р.Ролланом. В начале 1932 он снова оказался в тюрьме и на этот раз начал свою "эпохальную голодовку": в течение шести дней Ганди не принимал пищи в знак протеста против политики в отношении каст неприкасаемых. В 1933 голодовка длилась уже 21 день, вновь по той же причине. Ганди освободили из тюрьмы в самом начале голодовки, чтобы не допустить обвинений в адрес английских властей в случае его смерти. Активной политической деятельностью стала заниматься и его жена Кастурбай, которая на протяжении двух лет шесть раз подвергалась арестам. В 1936 Ганди перенес свой ашрам в г. Вардха (Центральная Индия), где продолжал издание еженедельной газеты "Хариджан" ("Божьи дети", как он называл неприкасаемых). В 1942 конгрессистская партия приняла резолюцию "Уходите из Индии", и Ганди стал лидером последней всеиндийской кампании сатьяграхи. Вместе с женой он был арестован и подвергся заключению в Пуне. В феврале 1943 предпринял 21-дневную голодовку, на следующий год его жена умерла в тюрьме. Сильно пошатнулось и здоровье самого Ганди; в мае 1944 он был выпущен на свободу. В сентябре 1944 Ганди встретился с лидером Мусульманской лиги Мухаммадом Али Джинной. Однако к тому времени принятие решений о судьбе Индии все больше переходило к более молодому Джавахарлалу Неру и его коллегам. В августе 1946 Неру получил от англичан предложение сформировать правительство, что заставило Джинну объявить о "Дне прямых действий", а это, в свою очередь, вызвало столкновения между индусами и мусульманами. В ноябре Ганди обошел пешком Восточную Бенгалию и Бихар, чтобы прекратить беспорядки. Он решительно возражал против согласия Конгресса, в том числе и Неру, на раздел Индии. 15 августа 1947, когда произошло официальное отделение Пакистана от Индии и обе страны объявили о своей независимости, Ганди провел голодовку, чтобы выразить свое горе и попытаться приостановить столкновения между индусами, мусульманами и сикхами. Через несколько месяцев после своего 78-го дня рождения, 12 января 1948, он начал свою последнюю голодовку, которая продолжалась пять дней. Каждый день Ганди проводил коллективную молитву в саду у стен Бирла-Хаус в Нью-Дели. Ганди был убит по пути на молитву 30 января 1948. Ганди кремировали на берегу р.Джамны в Раджгхате (в Нью-Дели) - месте, ставшем национальной святыней. Последователи продолжили осуществление его конструктивной программы, включавшей земельную реформу. Финансовая поддержка программы обеспечивалась Мемориальным фондом Ганди, составленным из множества небольших пожертвований, сделанных вскоре после его гибели. Велико было влияние Ганди и за границей. Несколько кампаний сатьяграхи против апартеида прошло в Южной Африке, в одной из них в 1953 участвовал сын Ганди Манилал. Ряд лидеров национально-освободительного движения, включая Кваме Нкруму (Гана), говорили о том, что многим обязаны Ганди. В США тактикой ненасильственных действий воспользовался Мартин Лютер Кинг, а также другие борцы за гражданские права. В 1959 был учрежден Фонд борьбы за мир имени Ганди. О Ганди написано несметное число работ. Собрание его сочинений может составить 80 томов, включая его автобиографию Моя жизнь (The Story of My Experiments with Truth, 1927), тысячи передовых статей из "Индиан Опинион" ("Indian Opinion"), "Молодая Индия" ("Young India"), "Хариджан" ("Harijan") и множество личных писем.

ЛИТЕРАТУРА

Ганди М.К. Моя жизнь. М., 1934, 1959, 1969 Намбудирипад Е.М.Ш. Махатма Ганди и гандизм. М., 1960 Мартышин О.В. Политические взгляды Мохандаса Крамчанда Ганди. М., 1970 Горев А.В. Махатма Ганди. М., 1984 Ульяновский Р.А. Три лидера великого индийского народа. М., 1986

Полезные сервисы